овая старая" часовня воссоздана на своём историческом месте, называемом Юркелян Тёрмя, в центральной части деревни.

 

Оригинал, построенный в честь святого пророка Илии, просуществовал около 50 лет (с середины до конца XIX века) и в конце своей службы "попал в историю". Инто Конрад Инха (Нюстрём) (1865-1930), финский фотограф и писатель, видный представитель карелианизма (культурно-романтической предтечи великофинской идеи), сделал свою знаменитую фотографию весной 1894 г. и иронично прокомментировал её в своей книге "В песенном краю Калевалы" ("Kalevalan laulumailta"): "Эта маленькая часовня была как символ всей нынешней духовной культуры этой страны..."

 

На самом деле в тот год обветшавшая часовня просто завершала свою миссию. Вблизи неё достраивался приходской храм, который в 1895 г. был освящён в честь святителя и чудотворца Николая (строящуюся церковь Инха фотографировать, естественно, не стал).

 

В этом коротком сюжете примечательно всё: и тенденциозность фотохудожника в выборе объекта съёмки, и снисходительный взгляд "цивилизованного европейца" на "отсталый народ" (сохранивший старинные традиции эпической поэзии видимо по недоразумению), и бессмертное "эта страна" в устах российского подданного.

 

Известно, однако, что по-настоящему талантливое произ-ведение подчас понимается другими людьми в значении, прямо противоположном авторскому замыслу. Именно это и произошло с фотографией Инхи, которая у многих ассоциируется с картиной И.И. Левитана "Над вечным покоем", написанной по странному стечению обстоятельств в том же 1894 г. И уж тем более, фотограф-карелианист никак не мог предполагать, что его снимок спустя почти 120 лет послужит "чертежом" для воссоздания часовни.

 

Проект копии был выполнен архитектором Сергеем Куликовым, сруб изготовлен в знаменитом Панозере, а собрал его на берегу Верхнего Куйтто коллектив, состоявший из войницких и панозёрских мастеров.

 

14 августа 2013 года воссозданную деревенскую часовню освятил настоятель калевальской Петропавловской церкви иерей Евгений Коренев.

 

 

 

 

 

 

 

Фото Сергея Куликова, 2014  
 
Опубликовано 31.03.15